Пасютина Д.В.: Карточные образы и их художественно - смысловые функции в романе В.В.Набокова «Король, дама, валет»

Д. В. Пасютина (Ставрополь)

Карточные образы и их художественно -
смысловые функции в романе В.В.Набокова
«Король, дама, валет».

Прежде чем говорить о карточных образах в романе Набокова следует воссоздать семиотический контекст карточной игры вообще.

Итак, тема игральных карт и карточной игры в связи с различными историческими явлениями и на различных хронологических отрезках привлекала внимание историков, филологов, культурологов, и даже стала объектом специальных исследований.

Карты, игра в карты (от греч. chartes — лист, свиток) — игра, ведущаяся листочками тонкого картона (пластика) с нанесенным на них изображением, символизирующем достоинство (значение) каждого из них.

Принято считать, что первые карты появились в XII веке в Китае. Время проникновения карт в Европу также является спорным, но несомненно, что к концу XIV века карты встречаются уже во всех странах Западной Европы и карточная игра приняла очень широкие размеры, вызывая постоянные протесты со стороны церкви.

Карты служат не только средством развлечения, но и символизируют общественное и государственное устройство с его королями, королевами и вассалами.

Считается, что четыре карточные масти изначально символизировали атрибуты рыцаря - копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны). «Черви» представляют нам священнослужителей, дворянство - «пики», «бубны» символизируют буржуа и «трефы» - крестьян - т.к. «трефы» похожи на дерево.

В России карты появились при Петре I. Имена мастей заимствованы в основном из немецкого. Русские карточные фигуры анонимны.

Французские карты имеют свои точные имена, которые писались и до сих пор пишутся прямо на картах. Карл Великий, король франков, возглавлял червовую масть; древнееврейский царь Давид - пиковую; Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, сам символ бубновой масти, который мы привыкли видеть в виде ромба, до сих пор называется «diamond» - алмаз. Дамой червей стала героиня библейской легенды Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой - греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Образ дамы треф стал собирательным. Ее стали изображать в виде, говоря современным языком, секс-бомбы, к которой намертво пристало прозвище Аргина, царственная.

Карточную игру и карточные термины впервые встречаем уже в творчестве русских писателей XVIII века: А.Д. Кантемира, Г.Р. Державина, А.П. Сумарокова. Развивают тему карт как эквивалент темы «Рока» А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь.

Также следует сказать несколько слов о творчестве Набокова в целом, прежде чем переходить к рассмотрению романа «Король, дама, валет».

Таким образом, русской литературе XX века В.В. Набоков занимает особое место по ряду причин.

Во-первых, его писательская биография, начавшаяся на исходе «серебряного века» русской поэзии, охватывает почти все хронологические этапы литературы XX века вплоть до 70-х годов. В этом отношении именно набоковское творчество обеспечивает преемственность современной русской литературы по отношению к литературе начала XX века. По степени воздействия на стилевые процессы в русской, да и мировой литературе последней трети XX века В. Набоков - один из самых современных, самых эстетически влиятельных художников.

Во-вторых, творчество Набокова причастно истории сразу двух национальных литератур - русской и американской; причем и русскоязычные, и англоязычные произведения писателя - выдающиеся художественные явления, подлинные литературные шедевры.

В-третьих, В. Набоков больше, чем кто-либо из его современников, сделал для знакомства западной читательской аудитории с вершинами русской литературной классики. Именно он по- настоящему «открыл» для Запада русских классиков первой половины XIX века, особенно творчество А.С. Пушкина.

Для многих В. В. Набоков - прежде всего мастер литературной игры, призванный доставить наслаждение «посвященным» - тем, кто способен распознать скрытую цитацию, неявную аллюзию.

Отношение самого Набокова к процессу творчества как к игре достаточно известно и неоднократно подтверждено как высказываниями самого писателя, так и работами многих набоковедов. Все подлинное искусство, по его словам, является игрой. «Искусство, - писал он в одной из лекций по литературе, - божественность и игра - равноценны. Оно божественно, ибо именно оно приближает человека к Богу, делая из него истинного и полноправного творца, при всем том искусство - игра, поскольку оно остается искусством лишь до тех пор, пока мы помним, что, в конце концов это всего лишь вымысел».

Включение в тексты произведений огромного количества «интеллектуальных игр» позволило Набокову создать неповторимый стиль своей прозы, загадки которой будут разгадывать еще многие поколения исследователей его творчества. Набоковская поэтика игры превращается в некое подобие кроссворда для интеллектуальной элиты. Собственно, это игра для читателя и с читателем, увлекательная и утонченная, и все же, несмотря на свою изысканность, построенная по модели «угадайки».

Игра - одно из основополагающих категорий культуры. Любой художественный текст, так или иначе, основывается на игре со словом или стремится вовлечь читателя в специфические игровые отношения. Однако существуют произведения, в которых игра с читателем имеет осознанный целенаправленный характер, и задача мистифицировать, разыгрывать, запутывать и игнорировать читателя является основной.

В литературе ХХ века это становится специфической линией литературного развития. Широко распространяются произведения, в которых намеренно обнажается используемый в них инструментарий, внутри которых обнаруживаются комментарии, раскрывающие отношение автора к тем структурным и повествовательным принципам, которые в них применены. Таковы, например, произведения Х.Л. Борхеса, Г. Гарсиа Маркеса, X. Кортасара, С. Беккета, А. Роб-Грийе, Дж. Барта, И, Кальвино, Б. Виана, Р. Кёно, М. Пави- ча, Дж. Фаулза, В. Пелевина, А. Битова и многих других писателей.

Игровой текст - бесспорная примета новейшего времени, но его природа пока не полностью прояснена и нуждается в детализированном изучении. Набоков, разумеется, попадает в данный литературный контекст.

Особую интерпретацию тема карточной игры приобретает в творчестве В.В.Набокова в романе «Король, дама, валет» написанном на русском языке, в берлинский период, в 1928.

туз, таким образом, перед нами игра, изначально нечестная, отсутствующий туз может быть спрятан.

Курт Драйер, Марта (жена Курта) и Франц (дальний бедный родственник Курта) - это, несомненно, три главных героя романа, и три карты, вынесенные в названии. Следует сказать, что имя Курта мы узнаем лишь в последней трети романа - до этого автор именует его не иначе как по фамилии - Драйер. Это первая карта - король.

Рассмотрим образы главных героев романа с точки зрения цвета той или иной масти карт, которые они олицетворяют.

Итак, миф Курта Драйера - солнечный, это воистину Король- Солнце. Это видно по многим подробностям. Волосы его и усы - светлые, жёлтые. На груди, как отмечает автор, даже золотистые. Кожа у него загорелая. Одевается он зачастую в очень светлые тона любимая пижама его - ярко-жёлтая, носки - золотистые. Портфель его - рыжий. Он обожатель солнечной погоды, любит ходить по солнечной стороне улицы даже в летнюю жару. Лето - его время года. Автор сравнивает Драйера с огнём, с пожаром. Драйер богат, носит перстень с бриллиантом, а значение бубновой масти соотносилось с диамантом, драгоценным камнем в форме ромба.

Исходя из вышесказанного Курт Драйер - это бубновый король красной масти, а семиотика красный цвет у большинства народов позитивная. Это цвет жизнетворного тепла и света, огня. Именно поэтому солнце красное, заря красная, боги, дарящие тепло, - красные. «Земные боги» - цари, императоры, короли, военачальники - также носили красные одежды. Данный цвет производит на человека самое возбуждающее действие и вызывает сильный эмоциональный, в основном позитивный, отклик в душе.

Миф Марты - лунный. У нее очень белая кожа и тёмные волосы. Автор подчёркивает её холодную эмоциональность, серьёзность и рациональность во всём, противоположную игривому подходу к миру, который предпочитает Курт. Шуток она не любит. К тому же

-    довольно злопамятна. В карточной символике мудростью наделялась Афина - пиковая дама. А у Франца же нет мифа - это существо совершенно пассивное, слуга-валет, жертва обстоятельств - он остался бы жертвой, даже став убийцей. Важная черта - он очень плохо видит без очков, что, судя по всему, символизирует также его духовную слепоту. Он также темноволос и беден.

Из вышесказанного следует что Марта - это пиковая дама черной масти. Отметим, что в русской традиции за картой пиковая дама, после повести А.С.Пушкина, закрепилось значение дурных намерений, угроз или убийства. Такое же значение этой карты в гадании, где основное значение карты дамы пик - черноволосая или черноглазая женщина. Старуха, огорченная женщина или вдова. Дурная женщина. Скука, пустые хлопоты, ссора с близкими. Причем в сочетании с картой трефовой масти - слезы, досада, а при сочетании с картой бубновой масти - жадная, эгоистичная женщина, препятствующая в делах и в любви. Также важно заметить, что в восточной мифологии черный цвет связывается с женским началом, поскольку это цвет Праматери-Земли, убивающей и порождающей. Кроме того, женщинам приписывалась пророческая и колдовская сила в большей мере, чем мужчинам. Образуется цепочка символов черный - женщина - любовь - смерть - тайна

-    магия.

истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь - все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями.

Итак, при детальном анализе центральных образов романа Владимира Набокова мы пришли к следующим выводам: Курт Драйер

-    это бубновый король красной масти, Марта - пиковая дама черной масти, а Франц - трефовый валет также черной масти.

Важно отметить, что герои романа противопоставлены друг другу не только по социальному положению, но и по цвету мастей:

-    Драйер и Марта - Франц (семья богатых буржуа и бедный родственник);

   Драйер - Марта и Франц (красная и черная масти);

Заметить при этом, что Марта (дама) всегда находится между Драйером (королем) и Францем (вальтом) как в традиционной колоде карт, а также в классическом любовном треугольнике, который встречается во многих произведениях как русской так и зарубежной литературы.

Таким образом, последовательность карт: король, дама, валет, заявленная в названии романа, указывает как на ряд карт одной масти в колоде или на пасьянс, в котором чередуются карты красной и черной масти. Для полноты масти не хватает туза. Для пасьянса не соблюдается привычная последовательность мастей: две черных. Так что, три выбранные карты предоставляют, скорее, вариант гадания. Причем последовательность и значение карт указывают на угрозу и сметь.

Литература

1. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 78.

№47,1998, С. 124-128.

З.Злочевская А. В. В. Набоков и Н. В. Гоголь: На материале романа «Защита Лужина» // Русская словесность. - 1997. - №4. - С. 24-29.

4.Злочевская А.В. Творчество В. Набокова в контексте мирового литературного процесса ХХ века // Филол. науки. - 2003. - №4. - С. 3-12.

Кай Врагнародов. О некоторых аспектах одного романа В.В.Набокова.

6. Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века.

8. Розалиев Ю. Карточные игры России. М., 1991.

9. Тарасов С.М., Попов С.П. Игры для всех: Азартные и неазартные. М., 1991.