• Наши партнеры
    Описание Винтовой блок компрессора тут.
  • Университетская поэма

    
              Университетская поэма
    
    
            1
    
         "Итак, вы русский? Я впервые
         встречаю русского..." Живые,
         слегка навыкате, глаза
         меня разглядывают: "К чаю
         лимон вы любите, я знаю;
         у вас бывают образа
         и самовары, знаю тоже!"
         Она мила: по нежной коже
         румянец Англии разлит.
         Смеется, быстро говорит:
         "Наш город скучен, между нами,-
         но речка - прелесть!.. Вы гребец?"
         Крупна, с покатыми плечами,
         большие руки без колец.
    
            2
    
         Так у викария за чаем
         мы, познакомившись, болтаем,
         и я старательно острю,
         и не без сладостной тревоги
         на эти скрещенные ноги
         и губы яркие смотрю,
         и снова отвожу поспешно
         нескромный взгляд. Она, конечно,
         явилась с теткою, но та
         социализмом занята,-
         и, возражая ей, викарий,-
         мужчина кроткий, с кадыком,-
         скосил по-песьи глаз свой карий
         и нервным давится смешком.
    
            3
    
         Чай крепче мюнхенского пива.
         Туманно в комнате. Лениво
         в камине слабый огонек
         блестит, как бабочка на камне.
         Но засиделся я,- пора мне...
         Встаю, кивок, еще кивок,
         прощаюсь я, руки не тыча,-
         так здешний требует обычай,-
         сбегаю вниз через ступень
         и выхожу. Февральский день,
         и с неба вот уж две недели
         непрекращающийся ток.
         Неужто скучен в самом деле
         студентов древний городок?
    
            4
    
         Дома,- один другого краше,-
         чью старость розовую наши
         велосипеды веселят;
         ворота колледжей, где в нише
         епископ каменный, а выше -
         как солнце, черный циферблат;
         фонтаны, гулкие прохлады,
         и переулки, и ограды
         в чугунных розах и шипах,
         через которые впотьмах
         перелезать совсем не просто;
         кабак - и тут же антиквар,
         и рядом с плитами погоста
         живой на площади базар.
    
            5
    
         Там мяса розовые глыбы;
         сырая вонь блестящей рыбы;
         ножи; кастрюли; пиджаки
         из гардеробов безымянных;
         отдельно, в положеньях странных
         кривые книжные лотки
         застыли, ждут, как будто спрятав
         тьму алхимических трактатов;
         однажды эту дребедень
         перебирая,- в зимний день,
         когда, изгнанника печаля,
         шел снег, как в русском городке,-
         нашел я Пушкина и Даля
         на заколдованном лотке.
    
            6
    
         За этой площадью щербатой
         кинематограф, и туда-то
         по вечерам мы в глубину
         туманной дали заходили,-
         где мчались кони в клубах пыли
         по световому полотну,
         волшебно зрителя волнуя;
         где силуэтом поцелуя
         все завершалось в должный срок;
         где добродетельный урок
         всегда в трагедию был вкраплен;
         где семенил, носками врозь,
         смешной и трогательный Чаплин;
         где и зевать нам довелось.
    
            7
    
         И снова - улочки кривые,
         ворот громады вековые,-
         а в самом сердце городка
         цирюльня есть, где брился Ньютон,
         и древней тайною окутан
         трактирчик "Синего Быка".
         А там, за речкой, за домами,
         дерн, утрамбованный веками,
         темно-зеленые ковры
         для человеческой игры,
         и звук удара деревянный
         в холодном воздухе. Таков
         был мир, в который я нежданно
         упал из русских облаков.
    
            8
    
         Я по утрам, вскочив с постели,
         летел на лекцию; свистели
         концы плаща,- и наконец
         стихало все в холодноватом
         амфитеатре, и анатом
         всходил на кафедру,- мудрец
         с пустыми детскими глазами;
         и разноцветными мелками
         узор японский он чертил
         переплетающихся жил
         или коробку черепную;
         чертил,- и шуточку нет-нет
         да и отпустит озорную,-
         и все мы топали в ответ.
    
            9
    
         Обедать. В царственной столовой
         портрет был Генриха Восьмого -
         тугие икры, борода -
         работы пышного Гольбайна;
         в столовой той, необычайно
         высокой, с хо'рами, всегда
         бывало темновато, даром,
         что фиолетовым пожаром
         от окон веяло цветных.
         Нагие скамьи вдоль нагих
         столов тянулись. Там сидели
         мы в черных конусах плащей
         и переперченные ели
         супы из вялых овощей.
    
            10
    
         А жил я в комнате старинной,
         но в тишине ее пустынной
         тенями мало дорожил.
         Держа московского медведя,
         боксеров жалуя и бредя
         красой Италии, тут жил
         студентом Байрон хромоногий.
         Я вспоминал его тревоги,-
         как Геллеспонт он переплыл,
         чтоб похудеть. Но я остыл
         к его твореньям... Да простится
         неромантичности моей,-
         мне розы мраморные Китса
         всех бутафорских бурь милей.
    
            11
    
         Но о стихах мне было вредно
         в те годы думать. Винтик медный
         вращать, чтоб в капельках воды,
         сияя, мир явился малый,-
         вот это день мой занимало.
         Люблю я мирные ряды
         лабораторных ламп зеленых,
         и пестроту таблиц мудреных,
         и блеск приборов колдовской.
         И углубляться день-деньской
         в колодец светлый микроскопа
         ты не мешала мне совсем,
         тоскующая Каллиопа1,
         тоска неконченых поэм.
    
            12
    
         Зато другое отвлекало:
         вдруг что-то в памяти мелькало,
         как бы не в фокусе,- потом
         ясней, и снова пропадало.
         Тогда мне вдруг надоедало
         иглой работать и винтом,
         мерцанье наблюдать в узоре
         однообразных инфузорий,
         кишки разматывать в уже;
         лаборатория уже
         мне больше не казалась раем;
         я начинал воображать,
         как у викария за чаем
         мы с нею встретимся опять.
    
            13
    
         Так! Фокус найден. Вижу ясно.
         Вот он, каштаново-атласный
         переливающийся лоск
         прически, и немного грубый
         рисунок губ, и эти губы,
         как будто ярко-красный воск
         в мельчайших трещинках. Прикрыла
         глаза от дыма, докурила,
         и, жмурясь, тычет золотым
         окурком в пепельницу... Дым
         сейчас рассеется, и станут
         мигать ресницы, и в упор
         глаза играющие глянут
         и, первый, опущу я взор.
    
            14
    
         Не шло ей имя Виолета,
         (вернее: Вийолет, но это
         едва ли мы произнесем).
         С фиалкой2 не было в ней сходства,-
         напротив: ярко, до уродства,
         глаза блестели, и на всем
         подолгу, радостно и важно
         взор останавливался влажный,
         и странно ширились зрачки...
         Но речи, быстры и легки,
         не соответствовали взору,-
         и доверять не знал я сам
         чему - пустому разговору
         или значительным глазам...
    
            15
    
         Но знал: предельного расцвета
         в тот год достигла Виолета,-
         а что могла ей принести
         британской барышни свобода?
         Осталось ей всего три года
         до тридцати, до тридцати...
         А сколько тщетных увлечений,-
         и все они прошли, как тени,-
         и Джим, футбольный чемпион,
         и Джо мечтательный, и Джон,
         герой угрюмый интеграла...
         Она лукавила, влекла,
         в любовь воздушную играла,
         а сердцем большего ждала.
    
            16
    
         Но день приходит неминучий;
         он уезжает, друг летучий:
         оплачен счет, экзамен сдан,
         ракета теннисная в раме,-
         и вот блестящими замками,
         набитый, щелкнул чемодан.
         Он уезжает. Из передней
         выносят вещи. Стук последний,-
         и тронулся автомобиль.
         Она вослед глядит на пыль:
         ну что ж - опять фаты венчальной
         напрасно призрак снился ей...
         Пустая улочка, и дальний
         звук перебора скоростей...
    
            17
    
         От инфлуэнции презренной
         ее отец, судья почтенный,
         знаток портвейна, балагур,
         недавно умер. Виолета
         жила у тетки. Дама эта
         одна из тех ученых дур,
         какими Англия богата,-
         была в отличие от брата
         высокомерна и худа,
         ходила с тросточкой всегда,
         читала лекции рабочим,
         культуры чтила идеал
         и полагала, между прочим,
         что Харьков - русский генерал.
    
            18
    
         С ней Виолета не бранилась,-
         порой могла бы, но ленилась,-
         в благополучной тишине
         жила, о мире мало зная,
         отца все реже вспоминая,
         не помня матери (но мне
         о ней альбомы рассказали,-
         о временах осиных талий,
         горизонтальных канотье.
         Последний снимок: на скамье
         она сидит; по юбке длинной
         стекают тени на песок;
         скромна горжетка, взор невинный,
         в руке крокетный молоток).
    
            19
    
         Я приглашен был раза два-три
         в их дом радушный, да в театре
         раз очутилась невзначай
         со мною рядом Виолета.
         (Студенты ставили Гамлета,
         и в этот день был рай не в рай
         великой тени барда.) Чаще
         мы с ней встречались на кричащей
         вечерней улице, когда
         снует газетчиков орда,
         гортанно вести выкликая.
         Она гуляла в этот час.
         Два слова, шуточка пустая,
         великолепье темных глаз.
    
            20
    
         Но вот однажды, помню живо,
         в начале марта, в день дождливый,
         мы на футбольном были с ней
         соревнованьи. Понемногу
         росла толпа,- отдавит ногу,
         пихнет в плечо,- и все тесней
         многоголовое кишенье.
         С самим собою в соглашенье
         я молчаливое вошел:
         как только грянет первый гол,
         я трону руку Виолеты.
         Меж тем, в короткие портки,
         в фуфайки пестрые одеты,-
         уж побежали игроки.
    
            21
    
         Обычный зритель: из-под кепки
         губа брезгливая и крепкий
         дымок Виргинии. Но вдруг
         разжал он губы, трубку вынул,
         еще минута - рот разинул,
         еще - и воет. Сотни рук
         взвились, победу понукая:
         игрок искусный, мяч толкая,
         вдоль поля ласточкой стрельнул,-
         навстречу двое,- он вильнул,
         прорвался,- чистая работа,-
         и на бегу издалека
         дубленый мяч кладет в ворота
         ударом меткого носка.
    
            22
    
         И тихо протянул я руку,
         доверясь внутреннему стуку,
         мне повторяющему: тронь...
         Я тронул. Я собрался даже
         пригнуться, зашептать... Она же
         непотеплевшую ладонь
         освободила молчаливо,
         и прозвучал ее шутливый,
         всегдашний голос, легкий смех:
         "Вон тот играет хуже всех,-
         все время падает, бедняга..."
         Дождь моросил едва-едва;
         мы возвращались вдоль оврага,
         где прела черная листва.
    
            23
    
         Домой. С гербами на фронтонах
         большое здание, в зеленых
         просветах внутренних дворов.
         Там тихо было. Там в суровой
         (уже описанной) столовой
         был штат лакеев-стариков.
         Там у ворот швейцар был зоркий.
         Существовала для уборки
         глухой студенческой норы
         там с незапамятной поры
         старушек мелкая порода;
         одна ходила и ко мне
         сбивать метелкой пыль с комода
         и с этажерок на стене.
    
            24
    
         И с этим образом расстаться
         мне трудно. В памяти хранятся
         ее мышиные шажки,
         смешная траурная шляпка,-
         в какой, быть может, и прабабка
         ее ходила,- волоски
         на подбородке... Утром рано
         из желтоватого тумана
         она беззвучно, в черном вся,
         придет и, щепки принеся,
         согнется куклою тряпичной
         перед холодным очагом,
         наложит кокс рукой привычной
         и снизу чиркнет огоньком.
    
            25
    
         И этот образ так тревожит,
         так бередит меня... Быть может,
         в табачной лавочке отца
         во дни Виктории3 как я,
         и с этой девочкой веселой
         сирень персидскую ломал;
         к ее склоненной шее голой
         в смятенье губы прижимал.
    
            26
    
         Воображенье дальше мчится:
         ночь... лампа на столе... не спится
         больному старику... застыл,
         ночной подслушивает шепот:
         отменно важный начат опыт
         в лаборатории... нет сил...
         Она приходит в час урочный,
         поднимет с полу сор полночный -
         окурки, ржавое перо;
         из спальни вынесет ведро.
         Профессор стар. Он очень скоро
         умрет, и он давно забыл
         душистый табачок, который
         во дни Виктории курил.
    
            27
    
         Ушла. Прикрыла дверь без стука...
         пылают угли. Вечер. Скука.
         И, оглушенный тишиной,
         я с кексом в родинках изюма
         пью чай, бездействуя угрюмо.
         В камине ласковый, ручной,
         огонь стоит на задних лапах,
         и от тепла шершавый запах
         увядшей мебели слышней
         в старинной комнатке моей.
         Горящей кочергою ямки
         в шипящей выжигать стене,
         играть с самим с собою в дамки,
         читать, писать,- что делать мне?
    
            28
    
         Отставя чайничек кургузый,
         родной словарь беру - и с музой,
         моею вялой госпожой,
         читаю в тягостной истоме
         и нахожу в последнем томе
         меж "хананыгой" и "ханжой"
         "хандра: тоска, унынье, скука;
         сплин, ипохондрия". А ну-ка
         стихотворенье сочиню...
         Так час-другой, лицом к огню,
         сижу я, рифмы подбирая,
         о Виолете позабыв,-
         и вот, как музыка из рая,
         звучит курантов перелив.
    
            29
    
         Открыв окно, курантам внемлю:
         перекрестили на ночь землю
         святые ноты четвертей,
         и бьют часы на башне дальней,
         считает башня, и печальней
         вдали другая вторит ей.
         На тяжелеющие зданья
         по складкам мантия молчанья
         спадает. Вслушиваюсь я,-
         умолкло все. Душа моя
         уже к безмолвию привыкла,-
         как вдруг, со смехом громовым
         взмывает ветер мотоцикла
         по переулкам неживым!
    
            30
    
         С тех пор душой живу я шире:
         в те годы понял я, что в мире
         пред Богом звуки все равны.
         В том городке под сенью Башен
         был грохот жизни бесшабашен,
         и смесь хмельная старины
         и настоящего живого
         мне впрок пошла: душа готова
         всем любоваться под луной,
         и стариной, и новизной.
         Но я в разладе с лунным светом,
         я избегаю тосковать...
         Не дай мне, Боже, стать поэтом,
         земное сдуру прозевать!
    
            31
    
         Нет! Я за книгой в кресле сонном
         перед камином озаренным
         не пропустил, тоскуя зря,
         весны прелестного вступленья.
         Довольно угли и поленья
         совать в камин - до октября.
         Вот настежь небеса открыты,
         вот первый крокус глянцевитый,
         как гриб, сквозь мураву пророс,
         и завтра, без обильных слез,
         без сумасшедшего напева,
         придет, усядется она,-
         совсем воспитанная дева,
         совсем не русская весна.
    
            32
    
         И вот пришла. Прозрачней, выше
         курантов музыка, и в нише
         епископ каменный сдает
         квартиры ласточкам. И гулко
         дудя в пролете переулка,
         машина всякая снует.
         Шумит фонтан, цветет ограда.
         Лоун-теннис - белая отрада -
         сменяет буйственный футбол:
         в штанах фланелевых пошел
         весь мир играть. В те дни кончался
         последний курс - девятый вал,
         и с Виолетой я встречался
         и Виолету целовал.
    
            33
    
         Как в первый раз она метнулась
         в моих объятьях,- ужаснулась,
         мне в плечи руки уперев,
         и как безумно и уныло
         глаза глядели! Это было
         не удивленье и не гнев,
         не девичий испуг условный...
         Но я не понял... Помню ровный,
         остриженный по моде сад,
         шесть белых мячиков и ряд
         больших кустов рододендрона;
         я помню, пламенный игрок,
         площадку твердого газона
         в чертах и с сеткой поперек.
    
            34
    
         Она лениво - значит, скверно -
         играла; не летала серной,
         как легконогая Ленглен4 сплеча
         скользнуть по темени мяча,
         и, ринувшись, ответ свистящий
         уничтожительно прервать,-
         на свете нет забавы слаще...
         В раю мы будем в мяч играть.
    
            35
    
         Стоял у речки дом кирпичный:
         плющом, глицинией обычной
         стена меж окон обвита.
         Но кроме плюшевой гостиной,
         где я запомнил три картины:
         одна - Мария у Креста,
         другая - ловчий в красном фраке,
         и третья - спящие собаки,-
         я комнат дома не видал.
         Камин и бронзовый шандал
         еще, пожалуй, я отмечу,
         и пианолу под чехлом,
         и ног нечаянную встречу
         под чайным чопорным столом.
    
            36
    
         Она смирилась очень скоро...
         Уж я не чувствовал укора
         в ее послушности. Весну
         сменило незаметно лето.
         В полях блуждаем с Виолетой:
         под черной тучей глубину
         закат, бывало, разрумянит,-
         и так в Россию вдруг потянет,
         обдаст всю душу тошный жар,-
         особенно, когда комар
         над ухом пропоет, в безмолвный
         вечерний час,- и ноет грудь
         от запаха черемух. Полно,
         я возвращусь когда-нибудь.
    
            37
    
         В такие дни, с такою ленью
         не до науки. К сожаленью,
         экзамен нудит, хошь не хошь.
         Мы поработаем, пожалуй...
         Но книга - словно хлеб лежалый,
         суха, тверда - не разгрызешь.
         Мы и не то одолевали...
         И вот верчусь средь вакханалий
         названий, в оргиях систем,
         и вспоминаю вместе с тем,
         какую лодочник знакомый
         мне шлюпку обещал вчера,
         и недочитанные томы -
         хлоп, и на полочку. Пора!
    
            38
    
         К реке воскресной, многолюдной
         местами сходит изумрудный
         геометрический газон,
         а то нависнет арка: тесен
         под нею путь - потемки, плесень.
         В густую воду с двух сторон
         вросли готические стены.
         Как неземные гобелены,
         цветут каштаны над мостом,
         и плющ на камне вековом
         тузами пиковыми жмется,-
         и дальше, узкой полосой,
         река вдоль стен и башен вьется
         с венецианскою ленцой.
    
            39
    
         Плоты, пироги да байдарки;
         там граммофон, тут зонтик яркий;
         и осыпаются цветы
         на зеленеющую воду.
         Любовь, дремота, тьма народу,
         и под старинные мосты,
         сквозь их прохладные овалы,
         как сон блестящий и усталый,
         все это медленно течет,
         переливается,- и вот
         уводит тайная излука
         в затон черемухи глухой,
         где нет ни отсвета, ни звука,
         где двое в лодке под ольхой.
    
            40
    
         Вино, холодные котлеты,
         подушки, лепет Виолеты;
         легко дышал ленивый стан,
         охвачен шелковою вязкой;
         лицо, не тронутое краской,
         пылало. Розовый каштан
         цвел над ольшаником высоко,
         и ветерок играл осокой,
         по лодке шарил, чуть трепал
         юмористический журнал;
         и в шею трепетную, в дужку
         я целовал ее, смеясь.
         Смотрю: на яркую подушку
         она в раздумье оперлась.
    
            41
    
         Перевернула лист журнала
         и взгляд как будто задержала,
         но взгляд был темен и тягуч:
         она не видела страницы...
         Вдруг из-под дрогнувшей ресницы
         блестящий вылупился луч,
         и по щеке румяно-смуглой,
         играя, покатился круглый
         алмаз... "О чем же вы, о чем,
         скажите мне?" Она плечом
         пожала и небрежно стерла
         блистанье той слезы немой,
         и тихим смехом вздулось горло:
         "Сама не знаю, милый мой..."
    
            42
    
         Текли часы. Туман закатный
         спустился. Вдалеке невнятно
         пропел на пастбище рожок.
         Налетом сумеречно-мглистым
         покрылся мир, и я в слоистом,
         цветном фонарике зажег
         свечу, и тихо мы поплыли
         в туман,- где плакала не ты ли,
         Офелия, иль то была
         лишь граммофонная игла?
         В тумане звук неизъяснимый
         все ближе, и, плеснув слегка,
         тень лодки проходила мимо,
         алела капля огонька.
    
            43
    
         И может быть, не Виолета,-
         другая, и в другое лето,
         в другую ночь плывет со мной...
         Ты здесь, и не было разлуки,
         ты здесь, и протянула руки,
         и в смутной тишине ночной
         меня ты полюбила снова,
         с тобой средь марева речного
         я счастья наконец достиг...
         Но, слава Богу, в этот миг
         стремленье грезы невозможной
         звук речи а'нглийской прервал:
         "Вот пристань, милый. Осторожно".
         Я затабанил и пристал.
    
            44
    
         Там на скамье мы посидели...
         "Ах, Виолета, неужели
         вам спать пора?" И заблистав
         преувеличенно глазами,
         она в ответ: "Судите сами,-
         одиннадцать часов",- и встав,
         в последний раз мне позволяет
         себя обнять. И поправляет
         прическу: "Я дойду одна.
         Прощайте". Снова холодна,
         печальна, чем-то недовольна,-
         не разберешь... Но счастлив я:
         меня подхватывает вольно
         восторг ночного бытия.
    
            45
    
         Я шел домой, пьянея в тесных
         объятьях улочек прелестных,-
         и так душа была полна,
         и слов была такая скудность!
         Кругом - безмолвие, безлюдность
         и, разумеется, луна.
         И блики на панели гладкой
         давя резиновою пяткой,
         я шел и пел "Алла верды",
         не чуя близости беды...
         Предупредительно и хмуро
         из-под невидимых ворот
         внезапно выросли фигуры
         трех неприятнейших господ.
    
            46
    
         Глава их - ментор наш упорный:
         осанка, мантия и черный
         квадрат покрышки головной,-
         весь вид его - укор мне строгий.
         Два молодца - его бульдоги -
         с боков стоят, следят за мной.
         Они на сыщиков похожи,
         но и на факельщиков тоже:
         крепки, мордасты, в сюртуках,
         в цилиндрах. Если же впотьмах
         их жертва в бегство обратится,
         спасет едва ли темнота,-
         такая злая в них таится
         выносливость и быстрота.
    
            47
    
         И тихо помянул я черта...
         Увы, я был одет для спорта,
         а ночью требуется тут
         (смотри такой-то пункт статута)
         ходить в плаще. Еще минута,
         ко мне все трое подойдут,
         и средний взгляд мой взглядом встретит,
         и спросит имя, и отметит,-
         "спасибо" вежливо сказав;
         а завтра - выговор и штраф.
         Я замер. Свет белесый падал
         на их бесстрастные черты.
         Надвинулись... И тут я задал,
         как говорится, лататы.
    
            48
    
         Луна... Погоня... Сон безумный...
         Бегу, шарахаюсь бесшумно:
         то на меня из тупика
         цилиндра призрак выбегает,
         то тьма плащом меня пугает,
         то словно тянется рука
         в перчатке черной... Мимо, мимо...
         И все луною одержимо,
         все исковеркано кругом...
         И вот стремительным прыжком
         окончил я побег бесславный,
         во двор коллегии пролез,
         куда не вхож ни ангел плавный,
         ни изворотливейший бес.
    
            49
    
         Я запыхался... Сердце бьется...
         И ночь томит, лениво льется...
         И в холодок моих простынь
         вступаю только в час рассвета,
         и ты мне снишься, Виолета,
         что просишь будто: "Плащ накинь...
         не тот, не тот... он слишком узкий..."
         Мне снится, что с тобой по-русски
         мы говорим, и я во сне
         с тобой на ты,- и снится мне,
         что, будто принесла ты щепки,
         ломаешь их, в камин кладешь...
         Ползи, ползи, огонь нецепкий,-
         ужели дымом изойдешь?
    
            50
    
         Я поздно встал, проспал занятья...
         Старушка чистила мне платье:
         под щеткой - пуговицы стук.
         Оделся, покурил немного;
         зевая, в клуб Единорога
         пошел позавтракать,- и вдруг
         встречаю Джонсона у входа!
         Мы не видались с ним полгода-
         с тех пор, как он экзамен сдал.
         - "С приездом, вот не ожидал!"
         - "Я ненадолго, до субботы,
         мне нужно только разный хлам -
         мои последние работы -
         представить здешним мудрецам".
    
            51
    
         За столик сели мы. Закуски
         и разговор о том, что русский
         прожить не может без икры;
         потом - изгиб форели синей,
         и разговор о том, кто ныне
         стал мастер теннисной игры;
         за этим - спор довольно скучный
         о стачке, и пирог воздушный.
         Когда же, мигом разыграв
         бутылку дружеского Грав,
         за обольстительное Асти
         мы деловито принялись,-
         о пустоте сердечной страсти
         пустые толки начались.
    
            52
    
         "- Любовь..." - и он вздохнул протяжно:
         "Да, я любил... Кого - неважно;
         но только минула весна,
         я замечаю,- плохо дело;
         воображенье охладело,
         мне опостылела она".
         Со мной он чокнулся уныло
         и продолжал: "Ужасно было...
         Вы к ней нагнетесь, например,
         и глаз, как, скажем, Гулливер,
         гуляющий по великанше,
         увидит борозды, бугры
         на том, что нравилось вам раньше,
         что отвращает с той поры..."
    
            53
    
         Он замолчал. Мы вышли вместе
         из клуба. Говоря по чести,
         я был чуть с мухой, и домой
         хотелось. Солнце жгло. Сверкали
         деревья. Молча мы шагали,-
         как вдруг угрюмый спутник мой,-
         на улице Святого Духа -
         мне локоть сжал и молвил сухо:
         "Я вам рассказывал сейчас... -
         Смотрите, вот она, как раз.."
         И шла навстречу Виолета,
         великолепна, весела,
         в потоке солнечного света,
         и улыбнулась, и прошла.
    
            54
    
         В каком-то раздраженье тайном
         с моим приятелем случайным
         я распрощался. Хмель пропал.
         Так; поваландался, и баста!
         Я стал работать,- как не часто
         работал, днями утопал,
         ероша волосы, в науке,
         и с Виолетою разлуки
         не замечал; и, наконец,
         (как напрягается гребец
         у приближающейся цели)
         уже я ночи напролет
         зубрил учебники в постели,
         к вискам прикладывая лед.
    
            55
    
         И началось. Экзамен длился
         пять жарких дней. Так накалился
         от солнца тягостного зал,
         что даже обморока случай
         произошел, и вид падучей
         сосед мой справа показал
         во избежание провала.
         И кончилось. Поцеловала
         счастливцев Альма Матер в лоб;
         убрал я книги, микроскоп,-
         и вспомнил вдруг о Виолете,
         и удивился я тогда:
         как бы таинственных столетий
         нас разделила череда.
    
            56
    
         И я уже шатун свободный,
         душою легкой и голодной
         в другие улетал края,-
         в знакомый порт, и там в конторе
         вербует равнодушно море
         простых бродяг, таких, как я.
         Уже я прожил все богатства:
         портрет известного аббатства5
             Двор окружает галерея.
         Во мраке синем розовея,
         горят гирлянды фонарей -
         Эола легкие качели.
         Вот музыканты загремели -
         пять черных яростных теней
         в румяной раковине света.
         Однако где же Виолета?
         Вдруг вижу: вот стоит она,
         вся фонарем озарена,
         меж двух колонн, как на подмостках.
         И что-то подошло к концу...
         Ей это платье в черных блестках,
         быть может, не было к лицу.
    
            58
    
         Прикосновеньем не волнуем,
         я к ней прильнул, и вот танцуем:
         она безмолвна и строга,
         лицом сверкает недвижимым,
         и поддается под нажимом
         ноги упругая нога.
         Послушны грохоту и стону
         ступают пары по газону,
         и серпантин со всех сторон.
         То плачет в голос саксофон,
         то молоточки и трещотки,
         то восклицание цимбал,
         то длинный шаг, то шаг короткий,-
         и ночь любуется на бал.
    
            59
    
         Живой душой не правит мода,
         но иногда моя свобода
         случайно с нею совпадет:
         мне мил фокстрот, простой и нежный...
         Иной мыслитель неизбежно
         симптомы века в нем найдет,-
         разврат под музыку бедлама;
         иная пишущая дама
         или копеечный пиит
         о прежних танцах возопит;
         но для меня, скажу открыто,
         особой прелести в том нет,
         что грубоватый и немытый
         маркиз танцует менуэт.
    
            60
    
         Оркестр умолк. Под колоннаду
         мы с ней прошли, и лимонаду
         она глотнула, лепеча.
         Потом мы сели на ступени.
         Смотрю: смешные наши тени
         плечом касаются плеча.
         "Я завтра еду, Виолета".
         И было выговорить это
         так просто... Бровь подняв, она
         мне улыбнулась, и ясна
         была улыбка: "После бала
         легко все поезда проспать".
         И снова музыка стонала,
         и танцевали мы опять.
    
            61
    
         Прервись, прервись, мой бал прощальный!
         Пока роняет ветер бальный
         цветные ленты на газон
         и апельсиновые корки,-
         должно быть, где-нибудь в каморке
         старушка спит, и мирен сон.
         К ней пятна лунные прильнули;
         чернеет платьице на стуле,
         чернеет шляпка на крюке;
         будильник с искрой в куполке
         прилежно тикает; под шкапом
         мышь пошуршит и шуркнет прочь;
         и в тишине смиренным храпом
         исходит нищенская ночь.
    
            62
    
         Моя старушка в полдень ровно
         меня проводит. Я любовно
         ракету в раму завинтил,
         нажал на чемодан коленом,
         захлопнул. По углам, по стенам
         душой и взглядом побродил:
         да, взято все... Прощай, берлога!
         Стоит старушка у порога...
         Мотора громовая дрожь,-
         колеса тронулись... Ну что ж,
         еще один уехал... Свежий
         сюда вселится в октябре,-
         и разговоры будут те же,
         и тот же мусор на ковре...
    
            63
    
         И это все. Довольно, звуки,
         довольно, муза. До разлуки
         прошу я только вот о чем:
         летя, как ласточка, то ниже,
         то в вышине, найди, найди же
         простое слово в мире сем,
         всегда понять тебя готовом;
         и да не будет этим словом
         ни моль бичуема, ни ржа6 А. Жукова и Е. Шиховцева.
    
         1 2 3 4 5 6